Карденту тридцать лет
Накануне международного дня стоматолога гостем редакции «Столица на Онего» стал генеральный директор сети стоматологических клиник «Кардент» Владимир Андреевич Ольшевский Доктор Ольшевский – один из ныне здравствующих столпов карельской стоматологии. Полвека живет в Карелии и все эти годы занимается стоматологическими проблемами ее жителей. Семь лет был главным нештатным специалистом Минздрава, являлся одним из разработчиков республиканской программы профилактики болезней зубов у детей. Он – автор популярных, изданных еще в советское время книг о том, как сохранить зубы здоровыми. Многие годы работал в челюстно-лицевом отделении республиканской больницы, защитил кандидатскую диссертацию. Отмечен почетным званием «Заслуженный врач Карелии». Успешно сочетал лечебную работу с педагогической – преподавал хирургическую стоматологию будущим зубным врачам в медицинском училище; создал и 17 лет заведовал курсом стоматологии Петрозаводского университета, обучал азам стоматологии студентов медицинского факультета. В 1991 году Владимир Андреевич принимает удивившее многих решение – регистрирует первое в Карелии закрытое акционерное общество по оказанию стоматологической помощи, ЗАО « Кардент». Начинали с одного арендуемого кабинета и двух врачей. Сегодня Кардент- это сеть стоматологических клиник двух юридических лиц с общей численностью более 100 сотрудников. В одной из них, в клинике на улице Попова , любимом детище Владимира Андреевича, мы и встретились за чашкой кофе. «Государство сказало: даем добро на открытие частных стоматологических кабинетов» - Владимир Андреевич. Что побудило Вас, доцента университета, пойти на столь рискованный шаг в те лихие девяностые годы– создать первую в Карелии стоматологию с негосударственной формой собственности? В 1970 году я закончил Ленинградский медицинский институт и был направлен врачом стоматологом в «отделенческую больницу на станции Петрозаводск». В те годы «железка» была очень продвинутым медицинским учреждением. Стоматология славилась наличием санации рта под наркозом, которая в те годы проводилась только там и совершенно бесплатно для пациентов. За 3 года я выполнил их более 600 и считался очень востребованным специалистом в железнодорожной больнице. Но когда меня отправили в командировку на «линию», в Суккозеро, я столкнулся с реальной ведомственной стоматологией и был буквально шокирован. Десятки измученных зубной болью железнодорожников, с 6 утра осаждающих двери амбулатории. Вибрирующая бормашина с приводным шнуром, кипятящиеся стеклянные шприцы, изношенные инструменты и одна медсестра Тоня, мечущаяся между кабинетами терапевта, акушерки и стоматолога, до сих пор стоят перед моими глазами. Потом была ординатура в родном институте и возвращение в Карелию уже в статусе челюстно-лицевого хирурга РБ. Здесь в те годы существовала практика курации медицинской помощи в районах и все специалисты республиканской больницы периодически туда выезжали. Имел возможность не раз убедиться в печальном уровне оказания зубоврачебной помощи населению в ЛПУ районов.. Разваливающееся оборудование стоматологических кабинетов, отсутствие эффективных обезболивающихся препаратов, пломбы, которые выпадали от тряски в транспорте – вот реальная картина стоматологии тех дней. Не случайно люди, пережившие в школьные годы посещение таких кабинетов, до сих пор вспоминают их, как комнаты «пыток». Поэтому не трудно себе представить, что испытал я, оказавшись в конце восьмидесятых в стоматологическом кабинете центра здоровья маленького финского городка Китее. В те годы я уже работал в ПГУ, заведовал курсом стоматологии на медфаке и участвовал в международном проекте по изучению состояния зубов у жителей приграничных территорий. Тогда я впервые увидел, что пациент не сидит, а лежит в стоматологическом кресле и два специалиста – врач и ассистент лечат его «в четыре руки» на скоростной турбинной установке. А пациент почти дремлет в комфортных условиях простого «сельского» государственного финского кабинета. Потом были поездки в Германию, Израиль и США, где стоматология практически полностью передана в частные руки. Уровень её оказался столь высоким, что нам, советским врачам, было неловко участвовать в дискуссиях. Какая имплантация титановых зубов! Да у нас не только оснащения, даже масок одноразовых не было в то время и коллеги нам их дарили, в качестве презента! Было до слез обидно за профессию, за страну. Вопрос – « а почему» был в голове у каждого думающего. Ответ очевиден – при всех экономических проблемах того периода государству было не до зубов. Поэтому, когда в 1991 году правительство заявило о легализации частной практики в медицине, я решил попытаться реализовать мечты о «другой» стоматологии для «карелов». Нашел людей, которые поддержали идею создания современной клиники в Карелии, организацию, которая авансировала в счет будущего лечения расходы на приобретение необходимого оборудования, специалистов, которые рискнули пойти за мной в это рискованное «плаванье» в те тревожные годы. Сомнений и опасений было конечно много, но в декабре 1991-го мы зарегистрировали ЗАО «Кардент». Это был стоматологический кабинет с одной установкой, который располагался в арендуемом помещении республиканской поликлиники. - Кто придумал название и что оно означает? - Так случилось, что во время поездки к моему сокурснику по институту, уехавшему за женой на ПМЖ в Финляндию, я был приглашен на фирму Финндент, выпускавшую стоматологические установки. Одним из покупателей там оказался стоматолог из Эстонии, из клиники Таллдент. Нетрудно представить, какое название родилось в моей голове, когда я задумал создать клинику в Карелии. Правда, когда позже нас попытались «обложить» налогом за использование названия республики в коммерческих целях, пришлось придумать, что «кар» от слова кариес, а «дент» - это зуб по латыни. От оплаты в итоге освободили. «Работы хватит всем стоматологам на многие годы» - Тридцатилетняя история «Кардента» – это история становления частной стоматологии в Карелии. Много лет Вы были монополистами в этой области негосударственной медицины, а сегодня, по нашим данным, зарегистрировано уже более 50 фирм. Как Вы оцениваете появление все новых и новых зубных клиник в Петрозаводске? - Действительно, лет пять многие присматривались, как будет развиваться ситуация с альтернативной стоматологией в стране и в Карелии. Несмотря на массу проблем, с которыми столкнулся частный бизнес в те годы (помните нашумевшие истории про ОПГ и «крышевание» - мы же через все это прошли!) выжили, стали расширяться и завоевывать авторитет у населения. На сегодня «Кардент», это два юридических лица, это сеть из четырех современных стоматологических клиник, в которых ежегодно тысячи человек получают все виды современной стоматологической помощи. То, что в Карелии сегодня зарегистрировано более 50 стоматологических негосударственных учреждений меня нисколько не смущает. Здоровая конкуренция стимулирует поддержание необходимого уровня и стремление к развитию. И это касается не только частных клиники. Что касается спроса на услуги, он велик. Остается высокой заболеваемость зубов, более половины населения Карелии после 40 лет уже нуждаются в протезировании. Так что работы хватит всем на многие годы. «Население вынуждено ездить «за зубами» в крупные города» - Все мы являемся свидетелями очевидных перемен в организации оказания стоматологической помощи населению и ее качестве. Какова, на Ваш взгляд, роль частной стоматологии вообще и «Кардента», в частности, в этих процессах? - На этапе создания «Кардента» мы приняли решение приобретать только современное оборудование и осваивать только новые технологии лечения. Поэтому многие годы все зарабатываемые средства мы вкладывали в развитие. Покупали за рубежом только качественное оборудование и материалы, направляли своих специалистов на обучение за границу. Первыми стали в «четыре» руки лечить зубы в положении пациента «лежа». За счет использования современных анестетиков и специальных карпульных шприцов, избавили наших пациентов от боли и страха перед стоматологическим вмешательством. Приобрели первый в Карелии визиограф для компьютерного исследования зубов. За счет этого принципиально улучшили диагностику и качество лечения. Мы первыми стали ставить пломбы лазерного отверждения. Пожалуй, самый главный вклад «Кардента» в развитие карельской стоматологии, это внедрение имплантации. Приятно осознавать, что первый в Карелии зубной протез на имплантате был установлен именно нами еще 25 лет назад. Что же касается оценки перемен – она неоднозначна. Сегодня мы наблюдаем большой прогресс в качестве стоматологической помощи в Петрозаводске и ряде городов Карелии. В тоже время, очевидно, что в ряде районов доступность стоматологической помощи стала хуже, чем раньше. Имеются серьезные проблемы с врачебными кадрами. Зубных врачей больше не выпускают, а стоматологи ехать «на село» не хотят по известным причинам. Население вынуждено ездить «за зубами» в крупные города, либо пользоваться услугами приезжающих неизвестных дантистов. Никто точно не считал, но, зная количество и загруженность частных клиник, совершенно очевидно, что большую долю стоматологических проблем они берут на себя. Все мы видим, что уменьшились, а где-то и исчезли очереди «за номерком» в государственных поликлиниках. «Абсолютно все, что нужно современной клинике, сделано за рубежом и стоит дорого» - Известно, что качественная стоматологическая помощь – один из самых дорогих видов медицины. О вашей клинике тоже говорят, как об одной из «труднодоступных» для населения. С чем это связано? Почему цены на красивые зубы так высоки? - Современная качественная стоматологическая помощь самая материалоемкая. Ни одному специалисту не нужно столько дорогостоящего оборудования и расходных материалов, чтобы достичь желаемого результата в лечении. К сожалению, абсолютно все нашим поставщикам приходится покупать за рубежом. И мы покупаем это за огромные деньги. К примеру, компьютерный 3D-томограф стоит несколько миллионов. У нас их два. Столько же пришлось потратить на линию по изготовлению циркониевых протезов. Имплантаты покупаем тысячами и только импортные. Достойных отечественных аналогов к сожалению нет. Понятно, что зарплата специалистов, оказывающих высокотехнологичную помощь тоже должна быть достойной. Я не говорю о налогах, размер которых только от нашей фирмы измеряется шестизначными цифрами. Все эти расходы мы, разумеется, закладываем в расценки. Что касается высокой стоимости лечения именно в «Карденте», то это заблуждение. По типичным позициям (лечение и удаление зубов и др.) наши цены не выше, чем в других частных и государственных платных кабинетах. Разумеется, у нас есть услуги, которые стоят очень дорого – протезирование всей челюсти на имплантатах, костная пластика и т.д. Но это уникальные технологии, которых нет у многих, и стоят они действительно больших денег во всем мире. «Коллектив держится, никто не уволился» - Самый злободневный вопрос – как стоматологи работают в условиях пандемии коронавируса? Удалось избежать локдауна? - Стоматологи ни на один день не прекращали прием пациентов. Был период, когда это была только неотложная помощь. Постепенно вернулись ко всем видам лечения и протезирования. Разумеется, работать стало сложнее. Необходимые дополнительные средства индивидуальной защиты – двойные халаты, перчатки и маски никак не добавляют комфорта сотрудникам. Имеется психологический фактор угрозы заражения из-за постоянного близкого контакта с большим числом пациентов. Но коллектив держится, никто не уволился. Более того. У нас есть замечательные доктора, которые трудятся в Карденте с первых лет его основания – Березкина Елена Валентиновна и Раппу Ирина Юрьевна. Несколько десятков лет жизни посвятил работе в нашей фирме легендарный хирург Малахов Александр Николаевич, ныне ее главный врач. И этот список можно продолжить. «Пройден большой путь. Но интерес к врачеванию не утратил» - В расписании приема врачей «Кардента», по-прежнему, стоит фамилия «Ольшевский». Зачем, когда уже можно спокойно, как говорится, почивать на лаврах? Действительно даже не верится, что так давно влюблен в стоматологию. В августе 2020 года исполнилось 50 лет моей работы стоматологом. Сейчас веду только консультативный прием. Уже приходят внуки тех, кого я когда-то лечил и пенсионеры, которых я когда-то учил «на врача». Имея замечательное диагностическое оборудование и большой клинический опыт, стараюсь каждому обратившемуся внятно разъяснить ситуацию с зубами и предложить оптимальный план решения его проблем. Когда слышу от пациентов слова благодарности - испытываю удовлетворение от каждого трудового дня. Приятно осознавать, что ты еще нужен. Рад ежедневному общению со своими замечательными сотрудниками. Прекрасно поминаю, что каждый из них своим ежедневным трудом создает и поддерживает достойный авторитет клиники. Признателен всему коллективу за любовь и преданность «Карденту». Что касается перспектив? Я реально расцениваю свой возраст и постепенно передаю руководство Кардентом моему младшему сыну. Антон имеет законченное высшее экономическое и незаконченное стоматологическое образование. Много лет помогал мне в вопросах экономики, а теперь уже сам является руководителем одного из филиалов. Подрастают трое внуков и внучка, двое уже проявляют явный интерес к медицине. Так что за будущее я спокоен. Беседовала Наталья Захарчук, «Столица на Онего»
|